Как неотъемлемая часть экономики развитых стран, транспортно-дорожный комплекс развивается от года к году. С ростом доходов населения и темпов жизни число единиц мирового транспортного парка растёт. Строятся современные автострады, предприятия по производству и ремонту транспорта, выпускаются новые автомобили, поезда, самолёты. Но использование транспорта следует рассматривать не только как средство улучшения мобильности в повседневной жизни человека. С ростом транспортного парка возрастает степень его негативного влияния на окружающую среду.
- Негативное влияние различных видов транспорта на окружающую среду
- Автотранспорт
- Железнодорожный
- Авиация
- Речной и морской транспорт
- Основные последствия
- Парниковый эффект
- Кислотные дожди
- Нарушение в экосистеме
- Способы уменьшения воздействия транспорта на экологию
Негативное влияние различных видов транспорта на окружающую среду
Сильное воздействие различных видов транспорта на окружающую среду обусловлено его популярностью. Выбросы всех транспортных средств токсичны в разной степени.
Автотранспорт
Мощное отрицательное воздействие автотранспорта в большей степени сказывается на состоянии атмосферы, а также почвы и водоёмов.
Отработанные газы двигателей внутреннего сгорания загрязняют воздух такими токсическими компонентами, как соединения свинца, оксиды углерода, серы и азота, бензапирен и другие.
Часть соединений осаждается на землю, вызывая чрезмерное загрязнение почвенного покрова у автострад и крупных городов.
Выбросы от выхлопных газов автомобилей попадают в ближайшие водоёмы вместе с атмосферными осадками и смывами с почвы.
Железнодорожный
Около 80% грузоперевозок и 40% пассажироперевозок осуществляется железнодорожным транспортом. Негативного влияния на экологию от поездов меньше, нежели от автотранспорта, по причинам использования электрической тяги, малого расхода топлива и меньшего использования земли под дороги. Тем не менее присутствует факт загрязнения железнодорожного полотна в местах омывки и подготовки вагонов, загрязнения водоёмов остатками груза, синтетическими поверхностно-активными веществами, органическими и неорганическими отходами.
Авиация
Воздушный транспорт широко используется в мире для осуществления перевозки пассажиров, в сельхозавиации, геологоразведке. Специфика его влияния на экологию заключается в выбросах летательными аппаратами продуктов сгорания авиатоплива, а также в шумовом и электромагнитном воздействии на окружающую среду.
Отработанные газы авиационных двигателей содержат частицы керосина, оксиды азота, сажу, углекислый газ. Эти компоненты способствуют развитию парникового эффекта и уменьшению озонового слоя земли.
Кроме того, самолёты обрабатывают противообледенителями, смывы с которых загрязняют почву и подземные воды.
Речной и морской транспорт
Эксплуатацию различного водного транспорта также сложно назвать полностью экологически безопасным мероприятием.
Огромную долю загрязнений, вносимых в мировой океан, приносит транспортировка нефти и нефтепродуктов танкерами. Случающиеся аварии на них приводят к разливам нефти и экологическим катастрофам.
Токсические соединения попадают и в атмосферу Земли вместе с выбросами отходов водного транспорта в воздух.
Основные последствия
Любой транспорт – весьма неблагоприятный фактор состояния окружающей среды. Рост техногенной нагрузки приводит к глобальным и порой необратимым изменениям в климате и экологии в целом. Возникают следующие проблемы и последствия загрязнения транспортом окружающей среды.
Парниковый эффект
Выхлопные газы транспорта, испарения с примесями токсичных веществ оказываются в нижних слоях атмосферы. Такие газы, как водяные пары, углекислый газ, метан, оксиды азота, фреон являются движущей силой процесса под названием “парниковый эффект”. Парниковые газы поглощают или отражают тепло, которое идёт от земли, при этом средняя температура воздуха повышается. Парниковый эффект, в свою очередь, провоцирует глобальное потепление на планете, вызывающее таяние антарктических льдов и необратимое изменение климата.
Кислотные дожди
Повышение в воздухе концентраций таких веществ от выхлопных газов, как оксид серы и различные оксиды азота, ведёт к образованию в атмосфере кислот. Соединяясь с водой, они формируют кислотные осадки – это может быть дождь, снег, туман. Образуясь над мегаполисами или иными загрязняющими объектами, осадки при помощи ветра зачастую переносятся на десятки километров и выпадают вдалеке от очага загрязнения.
Кислотные дожди опасны для растительного мира – они вызывают химические ожоги и делают сельскохозяйственные культуры не пригодными для употребления.
У населения после выпадения кислотных осадков обостряются хронические заболевания, ухудшается общее самочувствие.
Нарушение в экосистеме
Так как все экосистемы планеты связаны между собой, повседневное воздействие транспорта приводит к цепным реакциям в экосистеме и вторичным последствиям, таким, как:
- отторжение земель от автостоянок, станций, дорог;
- деградация водных объектов;
- сокращение ареалов и изменение среды обитания животных и растений.
Способы уменьшения воздействия транспорта на экологию
В целях минимизации рисков загрязнения экосистем автотранспортом необходимо следующее:
- переход на экологически безопасные виды топлива;
- разработка и внедрение новых видов двигателей с повышенной экономичностью;
- использование устройств снижения объёма выбросов;
- применение оборотного механизма водоснабжения автомоек;
- озеленение автомагистралей;
- использование подземных стоянок.
Для сокращения вреда от использования водного транспорта целесообразно:
- усовершенствовать надежность танкеров для снижения их аварийности и предупреждения потерь нефти и нефтепродуктов;
- использовать боновые заграждения в морях;
- запретить сброс загрязняющих отходов во внутренних водах;
- установить на судах дополнительные ёмкости для утилизации либо обезвреживания части отходов с целью их последующей передачи на берег для утилизации или переработки.
Для уменьшения рисков эксплуатации железнодорожного транспорта необходимы такие меры:
- применение антидымовых присадок для минимизации содержания вредных веществ в отработанных газах дизелей тепловозов;
- применение технологий очистки воды после мойки вагонов и локомотивов;
- установка специальных ёмкостей по сбору нечистот для дальнейшей утилизации.
В отношении авиатранспорта для уменьшения негативного влияния следует предпринять:
- использовать лесозаградительные полосы, земляные окопы и барьеры для снижения шума от самолётов;
- контролировать соблюдение норм допустимых выбросов;
- строить аэропорты вдали от населённых пунктов.