Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее берега России и Норвегии. Его площадь составляет почти 1500 кв. км, а максимальная глубина – 600 м. Море имеет большое экономическое значение – здесь расположены порты Мурманск и Варде, а также крупные промысловые точки и запасы углеводородов.
- Основные экологические проблемы
- Превышение нормы вылова рыбы
- Загрязнение вследствие добычи ресурсов на шельфе
- Сброс сточных вод предприятий
- Транспортировка нефтепродуктов
Основные экологические проблемы
Проблемы Баренцева моря связаны с добычей природных ресурсов – рыбы и нефти. При этом современные методы ловли рыбы губительны для акватории, а в море процветает браконьерство. Из-за массовой добычи полезных ископаемых вода периодически загрязняется отходами производства, что приводит к массовой гибели морских обитателей.
Превышение нормы вылова рыбы
В море ведется добыча крабов, трески, сайды и других морских обитателей, включая китов. Интенсивный промысел ведет к уменьшению запасов китов и камбалы, тунца, морского окуня, а квоты на вылов рыбы продолжают расти. Так, согласно Приказу Федерального агентства по рыболовству от 5 декабря 2019 г. №655 “О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна…”, на 2020 год Россия получила квоты на 315 834 тонны трески, 92 581 тонну пикши, 9 4245 тонн палтуса, 5 012 тонн камчатского краба и 11 855 тонн морского окуня, что превышает даже показатели 2019 года. Однако следует отдать должное – из-за перелова мойвы и плохого состояния ее популяций коммерческий промысел на рыбу запрещен.
Отдельно можно выделить проблему браконьерства, также связанную с переловом рыбы в целом и выловом ценных пород и крабов. Жертвами браконьеров становятся зубатка, пикша, сельдь, палтус.
Отлов неконтролируемый и постоянный, что ведет к прекращению восстановления ценных ресурсов. Страдает пищевая цепочка, нарушается биоразнообразие.
Загрязнение вследствие добычи ресурсов на шельфе
Российский шельф Баренцева моря – самый разведанный в отношении углеводородов. Первая арктическая нефть «Приразломного» была добыта в 2013 году. При нарушении правил добычи нефть, попадающая на лед или береговую линию, может остаться там на десятилетия. Условия низких температур мешают добыче ресурса привычными методами, поэтому идет применение ручного труда.
Даже незначительные утечки оказывают негативное влияние на состояние океана, нарушая сообщение морских вод с атмосферой, уменьшая насыщение воды кислородом и приводя к загрязнению оперения морских птиц.
Экологи ведут активную борьбу с этой проблемой. Разливающуюся нефть удалить в условиях Арктики сложно, а разлагаются углеводороды крайне медленно. Нефть может затекать в лед и оставаться в нем. Сама добыча сложна и часто приводит к утечкам углеводородов из месторождений, создавая нефтяные потоки в толще воды.
Сброс сточных вод предприятий
Расположенные по берегам Баренцева моря предприятия и населенные пункты сбрасывают в его чистые воды свои грязные сточные. Особенно страдает Кольский залив. Помимо предприятий, сточные воды сбрасывают также различные суда. Основными источниками загрязнения считаются мурманские предприятия «Мурманскводоканал», «Мурманский морской порт» и «Мурманский морской торговый порт», а также водоканалы Полярного и Североморска.
Свой вклад в загрязнения вкладывают и горно-металлургические предприятия России и Норвегии. Заводы Печенгского района сбрасывают жидкие отходы в реки Печенга и Патсойоки, которые несут загрязняющие вещества в море. Норвежские горнопромышленники ведут захоронение отходов в прибрежной части моря, откуда с грунтовыми водами вредные вещества попадают в морские воды.
Помимо предприятий и торгового флота, в портах Баренцева моря также базируются военно-морские суда РФ, и, в частности, атомные подводные лодки – носители радиоактивных веществ, которые так или иначе попадают в воду. Несмотря на то что в настоящее время уровень радиации невысок, остро встает проблема утилизации атомных подводных лодок. Отдельной проблемой можно назвать полигоны утилизации ядерных отходов на Кольском полуострове.
Работы по улучшению экологической ситуации, связанной со сточными водами, находятся лишь на стадии изучения и разработки. Последствия и риски такого отношения к Баренцеву морю находятся на уровне предположений.
Транспортировка нефтепродуктов
Разливы нефти при ее транспортировке случаются повсеместно и Баренцево море не исключение. Кольский залив в высокой степени загрязнен нефтепродуктами, благодаря регулярной их транспортировке. Перегрузочные комплексы включают в себя накопители сырья, что само по себе повышает риски разлития нефтепродуктов в результате аварии на данных объектах.