Вопрос о том, что происходит с ураганами по мере глобального потепления, — один из наиболее важных в понимании последствий изменения климата на планете. Известно, что в тропиках и на экваторе, где рождаются такие явления, они довольно сильны и заметно превосходят по энергии штормы умеренных широт. Исходя из этого, многие ожидают, что по мере потепления распространение ураганов на север неизбежно. Однако конкретные расчеты часто дают противоречивые результаты, что делает особенно ценным наблюдения за реально происходящими ураганами. Если их число и сила быстро увеличиваются, это должно вызывать тревогу.
Однако на практике освещение событий такого рода не входит в привычные задачи прессы. Число просмотров зависит от того, насколько «разрушительной», «катастрофичной» и «сенсационной» выглядит новость. Писать о малом числе ураганов СМИ невыгодно, отчего годы с большим количеством и энергией ураганов освещаются максимально широко, а годы, когда ураганов было меньше нормы, — слабо.
Научные учреждения между тем ведут учет всех ураганов на основе данных, собираемых по миру, чаще всего — с помощью спутниковых наблюдений. За 2021-й насчитали всего 37 ураганов — меньше, чем в любой момент с 1980 года. Если брать только сильные ураганы (категории 3+), то их было 16. Это минимальная цифра с 1982 года, то есть с начала регулярных спутниковых наблюдений за этим разрушительным явлением по всей планете. Для 1981 года засчитали 15 ураганов 3+, но в те годы сеть отслеживающих спутников была далека от идеала, поэтому данные могут быть несколько заниженными относительно реальности.
В 2020 году сильных ураганов 3+ было 24, а в 2019-м — 35. Для понимания остроты ураганной угрозы важно не только число крупных, самых опасных, но и суммарная энергия всех циклонов года. Для 2021-го она оказалась девятой за время наблюдений. Между тем отметим, что множество более слабых штормов угрожают жизням людей и важной инфраструктуре намного меньше, чем один ураган категории 3+.
Вопрос о будущей судьбе ураганов — один из ключевых для понимания реальных последствий глобального потепления. Из палеоклиматологии известно, что при серьезном потеплении перенос воздушных масс в Северном полушарии меняет свой характер. Циклоны начинают идти не только и не столько с запада на восток, как до глобального потепления, но и с юга на север: перенос воздушных масс начинает становиться меридиональным.
Именно за счет этого переноса потепления на Земле всегда существенно поднимают температуру в высоких широтах, но предельно мало — на экваторе и в тропиках. Само по себе подобное «выравнивание» — скорее благо, чем зло: оно спасает тропики от перегрева, а высокие широты — от холодов. Однако механизм переноса — сильные циклоны — может вызывать как штормы, так и ураганы, в том числе довольно опасные.
Вопрос о том, как будут эволюционировать ураганы — в сторону роста числа слабых и средних либо в сторону роста числа наиболее опасных, — до сих пор в науке не решен. Все имеющиеся у нас надежные данные берут свое начало с 1980-х, после старта «плотных» спутниковых наблюдений Земли. И в этих данных пока нет никакого выраженного тренда, который указывал бы на то, каким станет наше «ураганное» будущее.